САЙТ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа по краеведению

Программа по краеведению

 

  «Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф.Гансберг)

 

Пояснительная записка.

 

   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

   Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

   Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Подчеркнуто авторами).

   Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

   Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

 

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

   В общей направленности:

признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

   В содержании:

изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты.  Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для уч-ся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

 

 

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России.

             

Воспитательные задачи:

 

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 

Место предмета в областном базисном учебном плане.

 

   Областной базисный учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования.

    В том числе: в 6 классе 36 часов из расчета 1-го учебного часа в неделю. При этом ОУ по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы.

 

Предполагаемые результаты обучения.

 

   Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

 

Это предполагает:

 

освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

 

   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

 

Учебно-тематический план и содержание деятельности (36часов)

 

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

всего

т

п

экскурсии

примечания

1

 

Введение

1

1

 

 

Игра «Слабое звено»

 

2

 

Древняя история края

 

2

 

2

 

Серпиевский пещерный град;

Презентация

 

 

3

 

 

История заселения и освоения Урала и Ашинского р-на

 

 

6

 

 

4

 

 

2

Симский пруд;

Миньярский пруд; краеведческие музеи

Конкурс

«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

 

4

Наш край на карте(ФГП, ЭГП: границы, площадь, административный центр, символика, населен. пункты)

 

2

 

1

 

1

 

 

 

5

Население(численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы)

 

2

 

 

 

 

 6

 Природа родного края

 

Конкурс творческих литературных работ

 

6.1.

Геологическая история и рельеф района

Полезные ископаемые

 3

 2

1

Экскурсии в пещеры Аш. р-на.

 

6.2.

Климат

2

1

1

 

 

 

6.3.

 

Голубое ожерелье

 

3

 

2

 

1

 

Экологич. акция «Голубое ожерелье»

 

6.4.

 

Памятники природы Ашинского района

 

1

 

1

 

-родники

-реки

-горы

-пруды

 

6.5.

Растительный мир

2

1

1

 

 

 

Животный мир

2

1

1

 

 

7

Хозяйство и промышленность

 

7.1

Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района.

 

3

 

2

 

1

Экскурсии на предприятия

 

 7.2.

Инфраструктурный комплекс

   1

 1

 

 

 

 8

 Загадочный мир названий

 1

 

 

 

Поле-Чудес «Топонимика Аш. Р-на»

 9

 Культурное наследие края

 5

 3

 2

 

 

 

 

 Встречи с творческими людьми родного края

 Акция «Подари экспонат музею»

10

Итоговое занятие

2

1

1

 

 

 

 

                   Содержание программы

 

1.      Введение (1час)

 

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

 

2.      Древняя история края (2 часа)

 

Первые следы пребывания человека  на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.

Экскурсии – «Серпиевский пещерный град», краеведческий музей г.Миньяра,  музей природы г.Аши.

 

3.      История заселения и освоение Урала и Ашинского района (6 часов)

 

Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития металлургии на территории Урала.

Вклад купцов  Твердышева и Мясникова в развитие металлургической отрасли нашего края.

Возникновение Аша-Балашовского завода.

Экскурсии – «Симский пруд», «Миньярский пруд», краеведческие музеи в городах района.

Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»

 

4.      Наш край на карте (2 часа)

 

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.

Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района.

 

5.      Население (2 часа)

 

Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.

Экскурсия  в центр занятости населения с целью ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.

 

6.      Природа родного края (13 часов)

 

6.1.  Геологическая история и рельеф района. Полезные ископаемые.

 

Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки;  выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе.

Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования.  Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

Экскурсии в пещеры Ашинского района.

Практические работы  (на местности): изучение геологического обнажения в районе р.Сим (зарисовка, описание по плану, сбор образцов пород из каждого пласта; сбор образцов горных пород в районе экскурсии, составление их описания; по мере изучения полезных ископаемых района наносите их на контурную карту.

 

Полезные ископаемые Ашинского района

 

Название полезного ископаемого

(горные породы)

Основные минералы, входящие в его состав

 

 

Свойства

Особые свойства

применение

 

 

цвет

блеск

твердость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   6.2. Климат (2часа)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количе6ство осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

6.3.Голубое ожерелье (3часа)

Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия. Роль болот в гидрографии района. Загадки природы (ОЗЕРО Шайтанка)

Практические работы. Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________;  ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____. нанесите реку на контурную карту района; нанесите на контурную карту крупные реки Ашинского района;)

Наблюдения: осенний ледостав, весенний ледоход (сроки); измерение температуры воды в реке в разные сроки; определение мутности по сезонам; определение толщины льда.

Экологическая акция «Голубое ожерелье».

   6.4. Памятники природы Ашинского района (1час)

Статус особо охраняемых территорий Ашинского района, их тип (государственный природный заказник – зоологический; ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы

Экскурсии к памятникам природы (Миньярский пруд, Симский пруд, Синие родники(г.Миньяр), р.Ашинка, Липовая гора, Ералашный ключ (г.Миньяр) и др.)

   6.5. Растительный мир(2часа). Животный мир(2часа).

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом);

Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди младших школьникови взрослого населения;

Экскурсии – в лесничество, встреча с главным лесничим района с целью получения теоретического материала о лесных богатствах нашего края; в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса в разных частях нашего района; в местный краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего района.

  

7.      Хозяйство и промышленность (4 часа)

 

   7.1.  Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района (3 часа)

Географические особенности размещения  ведущих  отраслей промышленности и сельского хозяйства; почему металлургический,  машиностроительный и лесохимический комплексы получили развитие в районе, а специализацией сельского хозяйства стало животноводство; ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины.

Экскурсии на любое промышленное предприятие района.

Практическая работа  сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района.

   7.2.  Инфраструктурный комплекс (1час)

Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.

 

8.      Загадочный мир названий (1 час)

 

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Ашинского района. Легенды и предания.

 

   9.  Культурное наследие края (5 часов)

 

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

 

9.      Итоговое занятие (2часа)

 

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного.

 

 

 

 

 

Литература

 

   Справочные издания:

Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004

Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997

Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003-

 

   Специальная литература:

Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002

Кирин, Ф.Я. География Челябинской области / Ф.Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1981

Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. - Челябинск: ЮУКИ, 1969

Урал и Приуралье. – М.: Наука, 1968

Доордовикская история Урала, Тектоника, металлогения. - Свердловск: УПЦ АН СССР, 1980

Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. - Челябинск: «Рифей», 1994

Матвеев, А.К. Вершины Каменного пояса / А.К. Матвеев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1990

Андреева, М.А. Реки Челябинской области: учеб. пособие по спецкурсу / М.А. Андреева, В.Б. Калишев. – Челябинск: ЧГПИ, 1991

Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998

Румянцева, А.Я. Климат Челябинской области / А.Я. Румянцева. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988

Природа Челябинской области. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1967

Природа Челябинской области. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000

Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1980. – (Заповедники Челябинской области)

Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1983. – (Минералогические ресурсы)

Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1984. – (Животные, их охрана)

Тараторина, Г.Ф. Почвы Челябинской области / Г.Ф. Тараторина. – Челябинск, 1998

Полханова, Н.В. Биология растений и животных Южного Урала / Н.В. Полханова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

Полханова, Н.В. Биология растений и животных Южного Урала (Методические рекомендации) / Н.В. Полханова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

Горчаковский, П.Л. Растительность. Урал и Приуралье / П.Л. Горчаковский. – М.: Наука, 1968

Горчаковский, П.Л. Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья / П.Л. Горчаковский, Е.А. Шурова. – М.: Наука, 1982

Флора и растительность Южного Урала и их охрана. [Сб.статей] Выпуск 8. / Чел. гос. пед. ин-т. – Челябинск, ЧГПИ, 1979

Уткин, Л.А. Лекарственные растения Челябинской области / Л.А. Уткин, Н.И. Шарапов. – Челябинск: Чел. обл. гос. изд., 1951

Школьникова, С.Б. Операция «Аптека» для больших и маленьких / С.Б. Школьникова, Н.Л. Меньшикова, Н.П. Строкова. – Челябинск, 1992

Захаров, В.Д. Птицы Челябинской области / В.Д. Захаров. – Свердловск: УрО АН СССР, 1989

Матвеев, А.С. Промысловые звери и птицы Челябинской области / А.С. Матвеев, В.А. Бакунин – Челябинск, 1994

Особо охраняемые природные территории Челябинской области. – Челябинск: «АТОКСО», 1993

Памятники природы Челябинской области. Особо охраняемые территории. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1987

Барашков, В.Ф. Знакомые с детства названия: Книга для внеклассного чтения (5-7 кл.) / В.Ф. Барашков. – М.: Просвещение, 1982

Матвеев, А.К. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь / А.К. Матвеев. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1987

Шувалов, Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области / Н.И. Шувалов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1989

Виноградов, Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие для учащихся общеобр. школ, гимн., лиц., колл. / Н.Б. Виноградов. – Челябинск: ЮУКИ, 1997

Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие / Н.Б. Виноградов, Л.Д. Ибрагимова, О.Н. Фадеева, В.Х Газизова. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2000

Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие для 6-7 кл. основной шк. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2001

Алеврас, Н.Н. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие для учащихся ст. кл. муниц. общеобр. учр., лиц., гимн / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. – Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд., Юж.-Урал. изд.-торг. дом, 2000

Алеврас, Н.Н. История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. 10-11 кл. / Н.Н. Алеврас, Л.Д. Ибрагимова, В.М. Кузнецов, М.С. Салмина. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2001

История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.В. Личмана. – Книга 1. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998

Архипов, Н.П. Как были открыты Уральские горы / Н.П. Архипов, Е.В. Ястребов. – Свердловск, Юж.-Урал. кн. изд., 1980

Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенез, взгляд на историю / Р.Г. Кузеев. – М.: Наука, 1992

Мажитов, Н.А. Тайны Древнего Урала: Археология, ученые открытия, гипотезы / Н.А Мажитов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973

Сальников, К.В. Очерки древней истории Южного Урала / К.В. Сальников. – М.: Наука, 1967

 Бадер, О.Н. Каповая пещера: Палеолитическая живопись / О.Н. Бадер. – М.: Наука, 1965

Широков, В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер: Пособие для учителя и учащихся / В.Н Широков. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995

 

   Наглядные пособия:

Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: «Абрис», 2002

Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: «Абрис», 2004

 

Познай свой край. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Природа Южного Урала».- Челябинск «Абрис», 2004

 Природа Челябинской области: Наглядные пособия. / Сост. А.В. Филимонов. – Челябинск: ООО “Ноис», 2005

[Минералы и горные породы Челябинской области

Гербарий «Цветковые растения Челябинской области»

Деревья Челябинской области

Лишайники Челябинской области

Мохообразные Челябинской области

Трутовые грибы Челябинской области

Насекомые Челябинской области

Пресноводные моллюски Челябинской области

Ракообразные Челябинской области]

Виноградов, Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала / Н.Б. Виноградов. – Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд., 1995

 

 

   Периодические издания:

Приглашение к путешествию (туристская газета). – Челябинск, 1997?2005гг.

Уральский перекресток (журнал-путеводитель). – Челябинск, 1996-2005 гг

Стальная искра (районная газета). - Аша

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".