САЙТ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Поурочное планирование

  Поурочное планирование (doc)

                                                 Урок 1. Введение.

 

Цели и задачи урока:

 

Познакомить учащихся с особенностями предмета и его структурой. Познакомить с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками и т.д.

Сформировать представление об особенностях природы Ашинского района. Объяснить, какую роль играют картографические знания в решении экологических и социально – экономических проблем.

 

Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                             области.

 

 

                                                  Ход урока

I.                   Орг. Момент

II.                Вводная беседа

 

На доске эпиграф к уроку:

 

                  Познание природных и хозяйственных особенностей

                  своего края – это ключ к своему будущему.

 

- Что такое краеведение?

 

Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

 

Краеведение - всестороннее изучение местными силами определенной территории,

                         осуществляемое на научной основе в целях рационального развития

                         хозяйства.

 

Объект краеведения – взаимодействие природы и общества.

 

Предмет краеведения – компоненты природы определенной территории.

 

Цель краеведения – синтезированное изучение родного края.

 

Задачи исходят из интересов практики, соответствуют видам краеведения.

                                   

       Виды краеведения:

 

 

Географическое

 

Историческое

 

Литературное

 

Экологическое

 

Биологическое

 

 

Краеведение

 

 

Велика наша Родина. Прекрасна её природа, сказочно богаты недра. Среди необъятных просторов страны есть местность, где ты родился и живёшь. Это  - твой родной край. Об его природе, о том, чем занимается население, вы узнаете на уроках краеведения.

Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Вот как сказала о своем крае наша землячка поэтесса Людмила Татьяничева:

           Урал.                                                                       Живу я в глубине России

Когда говорят о России,                                                    Живу я в глубине России,

Я вижу свой синий Урал.                                                  В краю озер и рудных скал.

Как девочки,                                                                         Здесь реки – сини, горы - сини

Сосны босые                                                                        И в синих отсветах металл.

Сбегают с заснеженных скал.                                             Милы и дороги до боли,

В лугах, на ковровых просторах,                                       Да так, что глаз не оторвать,

Среди плодоносных полей,                                                 Мне брови лиственниц собольи

Лежат голубые озёра                                                           И сосен царственная стать.

Осколками древних морей.                                                 Тайга, тайга …

Богаче, чем краски рассвета,                                               Берёт отсюда

Светлее, чем звездный узор,                                               Начало изумрудный цвет.

Земные огни самоцветов                                                      А зеленее изумруда

В торжественном сумраке гор.                                           Ни дерева,

Я сердцем всё это вбирала,                                                  Ни камня нет!

Свой край полюбив навсегда.                                              По красоте, по скрытой силе

Но главная сила Урала –                                                       Мне не с чем мой Урал сравнить.

В чудесном искусстве труда.                                               Иной здесь видится Россия,

Люблю я огонь созиданья                                                    Суровей, строже, может быть.

В суровой его красоте,                                                          А может, здесь она моложе…

Мартенов и домен дыханье                                                  Свежей тут времени рубеж.

И ветер больших скоростей.                                                 Но сердце русское – всё то же,

Мне дороги лица простые                                                     И доброта и песни те ж!

И руки, что плавят металл.                                                    И лица те же, что в Рязани.

…Когда говорят о России.                                                    И так же звучны имена.

Я вижу свой синий Урал.                                                      Как солнце в драгоценной грани,

                                                                                                 В Урале Русь отражена.

А вот еще четверостишие написала девочка ваша ровесница ей 9 лет  Марина Мурыгина 

о своём городе: 

          Аша

Аша – родимый уголок.

Я так его люблю!

Он, как зелёный теремок,

Все тянутся к нему.

 

Вы ещё больше полюбите неповторимую уральскую природу, если будете изучать её особенности на уроках краеведения и экскурсиях. А я вам в этом помогу. На уроках краеведения вы узнаете:

- Где расположен наш край.

- Какие формы поверхности встречаются в Ашинском районе.

- Какие полезные ископаемые хранятся в недрах нашего района.

- Какие реки и пруды украшают Ашинский район.

- Как плодородие почвы связано с её составом.

- Какие растения и животные населяют леса, луга и водоёмы нашего района. Как они

   связаны между собой и с окружающей средой.

- Какие экологические проблемы существуют в нашем крае и как они решаются.

 

Всестороннее изучение родного края называется краеведением.

 

III.             Источники географических знаний.

 

Источники географических знаний: карты, атласы, космические снимки, справочники, географические книги, журналы, отчеты о научных исследованиях и изысканиях, прогнозы погоды, фотографии, фильмы о природе.

 

Карта – уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков.

Картодиаграмм – это карта, отображающая суммарные размеры каких либо явлений в пределах определенных единиц территориального деления соответствующими этому делению диаграммными фигурами.

Атласы – это сборники учебных карт, пояснительных характеристик, таблиц, связанных единством назначений.

Рельефные карты – это объемное изображение земной поверхности.

Блок – диаграммы – разрезы отдельных участков земной коры. Они передают не только особенности земной поверхности, но и её внутреннее строение.

Профили – вертикальные разрезы земной поверхности по определенным

направлениям.

 

IV.             История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследование края.

                                                      

     Ферсман, Гумбольдт, Неплюев, Татищев и т. д. (краткий экскурс)

V.                Закрепление

Прислушайтесь к совету академика А. Ферсмана, изучавшего уральские недра:

«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речушку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и реки  - ведь из малого вырастает ВЕЛИКОЕ!»

VI.             Д/З: записи в тетради, стихи о родном поселке.

 

 

                             Урок 2 . Древняя история края

 

Первые следы пребывания человека  на территории края.

 

Цели и задачи урока:  Познакомить учащихся с древней историей края и первыми

                                         следами пребывания человека на территории края.

                                   Способствовать формированию работы с картой,  со

                                  справочными  материалами.

                                   Способствовать развитию географического мышления.

 

 

Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                             области, фотографии, рисунки.

 

 

                                                  Ход урока

I.                   Орг. момент

II.                Повторение, проверка д/з

Тест

 

 

1.Что такое краеведение?

 

а) Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным  методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему  познанию края.

 

б) Краеведение - всестороннее изучение местными силами определенной территории, осуществляемое на научной основе в целях рационального развития

                         хозяйства.

в) Краеведение – это изучение своего края.

 

2.Перечислите виды краеведения.

 

3. Источники географических знаний – это

    а) карты, атласы, космические снимки, справочники, географические книги,

        журналы, отчеты о научных исследованиях и изысканиях, прогнозы погоды,

        фотографии, фильмы о природе.

          б) рисунки, прогнозы, схемы, таблицы

          в) графики, диаграммы, ребусы, загадки, статьи.

 

4. Кому из ученых принадлежат слова: «Познавайте свою страну, свой край, свою

     горушку или речушку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и реки  - ведь из  малого вырастает ВЕЛИКОЕ!»

 

а) Гумбольдт,            

б) Неплюев

      в) Ферсман,

      г) Татищев

Ответы: 1 – а, б;

                 2 – географическое, экологическое, биологическое, историческое, литературное;  

                 3 – а; 4 – в.

 

III.             Изучение нового материала.

     (рассказ учителя)                                                                    

- Первобытные люди заселяли наш край с древних времён (~ 20 000 лет до нашей эры). Это были неандертальцы. Хотя в период оледенения ледники не доходили до современной территории нашей области, всё же природные условия были очень суровы. В скалах гор, в тундре и степи свирепствовали холодные ветры. Хозяевами тундры являлись многочисленные стада мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей.

    Человек в древности промышлял охотой, чтобы прокормить свою семью, племя.

Охотники, в поисках пищи двигаясь за стадами животных, от холода спасались в пещерах.  Такие пещеры обнаружены в районе реки Сим. «Серпиевский пещерный град», расположенный в 24 километрах к северо-западу от города. Катав –Ивановска.

    Как называлась в древности река Сим, не знает никто, но у реки были крутые берега, состоящие из известняков, а где вода встречается с известняками, там она побеждает. Река Сим исчезает под землёй, устремляясь в карстовую полость, которую вода пробила в известняковом слое горных пород. Постоянная температура – плюс семь – восемь градусов, защита от атмосферных осадков и наличие диких животных создавали первобытному человеку хорошие условия для выживания и продолжения своего рода. 

     Специалисты института экологии растений и животных из Екатеринбурга в конце 80 – х годов ХХ века проводили исследования и обнаружили кости шерстяного носо-рога, пещерного медведя, волка, пещерной гиены, несколько видов оленей и других животных.

     Очень многие материалы дали археологические данные, говорящие, что во многих пещерах жил человек в различные исторические эпохи, с древнего века, с палеолита, и материалы датированы вплоть до 20 000 лет.  

      Люди, которые занимаются изучением пещер, называются спелеологами, а наука, которая ведёт научные исследования по изучению пещер, гротов, называется спелеологией

      Все пещеры «Серпиевского града» расположены в отвесных скалах, на высоте 20 – 40 метров над уровнем реки. В них найдены обгоревшие кости животных, а также несколько самых простых, грубо обработанных каменных орудий. Ученые считают, что они изготовлены в конце древнего каменного века. А ребятами из детско-юношеского туристического центра села Серпиевка, руководитель: учитель средней школы Лидия Пядышева, нашли бронзовый и костяной наконечники стрел. Это свидетельство того, что здесь жили первобытные люди, почти 14 000 лет назад.

       Если посетить  «Серпиевский пещерный град», то целая картинная галерея предстанет перед вашим взором. Вы получите полное представление о духовной культуре наших предков, глядя на древнюю наскальную живопись. На стенах глубокого грота изображена геометрическая фигура – трапеция. В другом месте пещеры можно увидеть выразительные рисунки лошади, носорога, мамонта. Они сделаны красной охрой. Их возраст -  около 20 тыс. лет.

       Примерно около 15 тыс. лет до н. э. на территории нынешнего Южного Урала наступает потепление. Тундра сменяется степью, разрастаются леса.  Иным становится и животный мир. Появляются зубры, дикие быки – туры, медведи, лоси, кабаны.

      Со временем древний человек научился пользоваться луком и стрелами. Это облегчило его существование. Новое орудие давало возможность поражать добычу на расстоянии нескольких десятков, а то и сотен метров. Древние охотники стали более регулярно и в большем количестве добывать пищу, благодаря чему увеличилась численность людей, в том числе людей населявших современную территорию Ашинского района.

     

(показ фото «Серпиевский пещерный град) 

 

 

 

IV.             Закрепление

 

- Как называется пещерный град?

- Где он расположен?

- Что можно увидеть в залах и гротах пещер?

- Что изображали древние люди в своих наскальных  рисунках?

- Сколько примерно лет этим рисункам?

- Кто занимается изучением пещер и как называется наука,  с помощью которой

   ведутся исследования?

- Кто кроме ученых и исследователей принимает участие в археологических

   раскопках? (приведите пример)

                        

V.                Д/З  записи в тетради, рисунки                  

 

 

Урок 3 . Древняя история края

Памятники истории и культуры на территории края.

 

   Цели и задачи урока:  Продолжить знакомство учащихся с древней историей края

                                             и первыми следами пребывания человека на территории

                                            края.

                                      Способствовать формированию работы с картой,  со спра-

                                      вочными  материалами.

                                      Способствовать развитию географического мышления.

                                      Воспитывать любовь к родному краю.

 

   Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                               области, фотографии, рисунки., презентация «Серпиевский пещерный

                               град», карта схема Ашинского района.

 

 

                                                  Ход урока

I. Орг. момент

II Повторение, проверка д/з

 

- Что такое пещера?

      - Как называется пещерный град в окрестностях села Серпиевка?

- Где он расположен?

- Что можно увидеть в залах и гротах пещер?

- Что изображали древние люди в своих наскальных  рисунках?

- Сколько примерно лет этим рисункам?

- Кто занимается изучением пещер и как называется наука,  с помощью которой

   ведутся исследования?

- Кто кроме ученых и исследователей принимает участие в археологических

   раскопках? (приведите пример)

 

III. Изучение нового материала

(рассказ учителя)

- Велико и многообразно значение пещер  - естественных музеев – памятников природы в научно – практическом, народно - хозяйственном и культурно – просветительном плане. Ведь все известные нам пещеры несут в себе ту или иную ценную для человечества информацию. Многие из них при более тщательном обследовании нередко оказываются совершенно уникальными по своей научной значимости, памятниками природы, истории, культуры. С некоторыми такими памятниками истории и культуры мы с вами познакомимся сегодня.

Пещеры – одни из немногих природных объектов, где в единое целое сливается значение их как геолого-геоморфологического памятника природы, так и историко-археологического памятника культуры.

 В результате археологических исследований, проведенных на территории Ашинского района и прилегающих к нему территорий, выяснено, что в эпоху палеолита (древнекаменный век) первобытный человек часто использовал в качестве жилища пещеры. Стоянки древних людей открыты у нас в Игнатиевской  на реке Сим (Катав – Ивановский район). Причем в пещерах Игнатиевской и Колокольной, расположенных вблизи деревни Серпиевки, в 1980 – 1983 годах обнаружены палелитические рисунки древних людей.

  А в верховье реки Аши, у ручья Барсучий с 17 по 27 августа 2006 года был обнаружен уникальный пещерный комплекс, требующий изучения. В карстовой арке Бабье ухо на глубине 40 см обнаружены следы древнего очага, вокруг которого – раздробленные и обожженные кости крупных животных. Этот факт свидетельствует об использовании пещеры в эпоху раннего бронзового века. Здесь же при дальнейшем исследовании были обнаружены 15 фрагментов керамики, в том числе 5 венчиков (верхняя часть сосудов) от 4 сосудов двух эпох (ранний железный век, средневековье, от 1000 до 2500 тыс. лет). Также в ходе исследований обнаружены 2 каменных предмета (отходы каменного производства). В ходе вскрытия хода было обнаружено много костей животных, что говорит о том, что данная пещера использовалась многие тысячи лет и используется сейчас. Было определено, что здесь находится огромная подземная система длиной от 300 до 600 м. Как выразился краевед Кочев А.Л. – это огромное «барсучье царство».

Была также проведена спелеоархеологическая  экспедиция по ручью Митюшину, где обнаружен пещерный комплекс, названный Ивановским, на месте бывшего с. Ивановка. В комплексе зафиксировано 9 пещер и гротов. Один грот оказался крупным (10 х 10 м), в котором при осмотре обнаружено около 200 раздробленных и разрубленных костей древних животных – бизона, лошади, северного оленя и т.д., что свидетельствует об использовании пещер человеком.

В ходе дальнейшей разведки в долине реки Аши севернее п. Точильный были обнаружены ещё 2 скопления пещер. В одном зафиксированы 10 пещер и гротов, в том числе 2 пещеры протяженностью 50 м, в которых обнаружены следы медвежьих берлог. Во второй группе обнаружены 9 пещер и гротов, одна из которых протяженностью 50 м. с подземным озером.

В районе п. Решетово была зафиксирована довольно крупная пещера (современная площадь 300 квадратных метров), несущая явные следы пребывания человека в разные исторические эпохи. На поверхности пола пещеры были собраны все материалы: раздробленные и разрубленные кости крупных животных (косуля, бурый медведь, лось, волк, заяц, лисица, лошадь, куница, шерстистый носорог, бизон, барсук), а также 110 фрагментов керамики различных исторических эпох.

К сожалению, приходится констатировать, что облик некоторых из них уже после открытия стал очень стремительно меняться в худшую сторону. Причина этому низкий уровень экологического воспитания людей.

 В декабре 1985 года исполнительный комитет Челябинского областного совета народных депутатов утвердил пещеры из этого списка как памятники природы, возведенных в ранг областного значения. А один из них – пещера Игнатиевская – является также и республиканским памятником природы и культуры.

 Каждый из этих памятников природы уникален по – своему. Карстовая арка «Скала – кольцо» (кольцо – камень), находящаяся вблизи старинной уральской деревни Серпиевки, является одной из немногих «страниц» написанной самой природой книги об истории развития рельефа. Она позволяет нам узнать о том, как и на каком уровне двигались раньше подземные воды, как разрушались затем пещеры.

Пещера Комсомольская, расположенная на юге Ашинского района, интересна тем, что её галереи, ходы и гроты развиваются под землей на контакте различных по литологическому составу горных пород – известняка и глауконитового песчаника.

 А пещера Колокольная представляет собой исключительную ценность для науки как комплексный памятник природы, истории и культуры. В ней обнаружено несколько групп рисунков древних людей эпохи палеолита. Возраст рисунков  - 14 тысяч лет. Это третья по счету подземная галерея первобытных художников у нас в стране после пещеры Каповой в Башкирии и Игнатиевской.

 Вывод: Можно добиться сохранения уникальных природных образований – пещер – памятников природы, на которые столь щедра, оказалась наша южноуральская земля и которые она предоставила нам в ограниченное временное пользование, только совместными усилиями всех людей проживающих на территории Челябинской области и всей страны.

IV. Итог урока

 

Д/З: записи в тетради, (дополнительная литература)

      Задание: нанести на контурную карту все выше перечисленные пещеры.

 

Дополнительный материал: Баранов С.М. Колумбы шестого океана. Челябинск: Юж. – Урал. Кн. Изд – во, 1987. – 192 с., ил. – (Природа и мы). – Библиогр.:с. 180 – 190. (74 – 75)

 

 

 

Урок 4 . История заселения и освоения Урала и Ашинского района

 

Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития металлургии на территории Урала.

 

   Цели и задачи урока:  Познакомить учащихся с историей заселения и освоения Урала,

                                             Челябинской области.

                                      Способствовать формированию работы с картой,  со справоч-

                                      ными  материалами.

                                      Способствовать развитию географического мышления.

                                      Воспитывать любовь к родному краю.

 

   Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                               области.

 

 

                                                  Ход урока

I. Орг. момент

II Повторение, проверка д/з

 

 1.Что такое краеведение?

 

а) Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным 

    методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему 

    познанию края.

 

б) Краеведение - всестороннее изучение местными силами определенной территории,

                         осуществляемое на научной основе в целях рационального развития

                         хозяйства.

в) Краеведение – это изучение своего края.

 

  2. Перечислите виды краеведения

 

  3. Пещера – это …

 

а) полость, пробитая в слое горных пород;

 

б) углубление в толще горных пород;

 

в) карстовая полость, которую вода пробила в известняковом слое горных пород

 

4.     Как называется наука, которая ведёт научные исследования по изучению пещер,

         гротов?

 

а) спелеология

б) геология

в) археология

г) биология

 

 

5.     Как называется пещерный град, который расположен в 24 км к северо-западу

      от г. Катав – Ивановск?

6.     Палеолит – это …

 

а) бронзовый век

    б) древнекаменный век

    в) средневековье

    г) железный век

 

7.     Перечислите названия пещер, в которых были обнаружены следы пребывания

      древнего человека.

 

Ответы: 1- а, б; 2- географическое, экологическое, биологическое, историческое,

               литературное;

               3- в; 4- а; 5- Серпиевский пещерный град; 6- б; 7- Игнатиевская, Колокольная,

               Бабье ухо, Ивановский пещерный град и др.

 

III. Изучение нового материала

 (рассказ учителя, см. приложение «История заселения и освоения территории

  Южного Урала»)

 

IV. Закрепление.

 

- Как шло заселение нашей области?

- Где была обнаружена на территории области древняя стоянка, её возраст?

- Где были найдены первые мастерские по добыче и обработке камня?

- Где расположена древнейшая литейная мастерская? Как осуществлялась плавка?

- Где на Южном Урале расположена «Страна городов»?

- Что характерно для этих поселений?

- Какие племена проживали на территории Южного Урала?

- В каком году были отрядом полковника А. Тевкелева заложены крепости и

   какие?

 

V.  Итог урока.

Д/З записи в тетради, пересказ

 

 

 

 Урок 5 . История заселения и освоения Урала и Ашинского района

 

Вклад купцов Твердышева и Мясникова в развитие металлургической отрасли нашего края

   Цели и задачи урока:  Продолжить знакомство учащихся с историей заселения и

                                            освоения Урала, Челябинской области, Ашинского района

                                      Способствовать формированию работы с картой,  со справоч-

                                      ными  материалами.

                                      Способствовать развитию географического мышления.

                                      Воспитывать любовь к родному краю.

 

   Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                               области.

 

                                                  Ход урока

I. Орг. момент

II Повторение, проверка д/з

(опрос)

 

- Как шло заселение нашей области?

- Где была обнаружена на территории области древняя стоянка, её возраст?

- Где были найдены первые мастерские по добыче и обработке камня?

- Где расположена древнейшая литейная мастерская? Как осуществлялась плавка?

- Где на Южном Урале расположена «Страна городов»?

- Что характерно для этих поселений?

- Какие племена проживали на территории Южного Урала?

- В каком году были отрядом полковника А. Тевкелева заложены крепости и

   какие?

 

  III. Изучение нового материала

(объяснение учителем)

         Территория современного района была заселена со времен глубокой древности. Обитатели края от нижнего течения Камы до Западно-Сибирской низменности были кочующие башкиры. Они жили в кибитках, занимались кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Кочевники со своими стадами проходили этот необжитый район, не останавливаясь здесь надолго. Вероятно, их путь с запада на восток и обратно лежал по рекам Ук, Атя, Гремячка на юге, и верховью Аши, реке Малоязу на севере, где имелись хорошие пастбища. Об этом говорят башкирские названия: хребет Кара – Тау (Черная гора), река Салтыбаш (клади голову), река Аша (ашать – кушать, место табора), Атя (отец), Ук (идти, ходить) и т. д. (карта Ашинского района)

 

Работа с картой:

Задание:

 

- Обведите шаблон района и нанесите северные и южные пути кочевников стрелками с запада на восток и обратно.

 

         Присоединение Предуралья к Русскому государству происходило в 1580 – 1600 годах. Границы Русского государства проходили по линии Уфа – Бирск – Табынск. При следующем присоединении к 1600 году граница продвинулась до Оренбурга – Орска – Троицка – Тобольска. На территории района крепостей не было. Торговые пути шли по большому Сибирскому тракту Казань – Сарапул – Пермь – Кунгур – Екатеринбург. По мере хозяйственного  освоения края, пути, связывающие Урал с Сибирью постепенно перемещались к югу. В середине XVIII века торговые пути на Южном Урале прошли по Уфимскому тракту по линии Уфа – Сим – Челябинск.

          Начинается освоение природных богатств Урала, строятся пути сообщения, открываются рудники, фабрики, заводы. 

В 1754 году  на реке Сим купцы Иван Твердышев и Иван Мясников начали строительство  Симского железоделательного завода.

1759г.  – Симский завод дал первую плавку.

1784 г. – основан Миньярский железоделательный завод.

1866 г. – началось строительство Николаевского чугунолитейного завода в с. Илек.

1880 г. – на Миньярском заводе построен мелкосортный трех валковый стан.

1884 г. – начато строительство Самаро – Златоустовской ж.д.

1896г.  – начато строительство Ашинского металлургического завода.

1898 г. – доменная печь № 1 а Аше выдала первую плавку.

1902 г. – Николаевский завод в с. Илек демонтирован и перевезен в Ашу.

1906 г. – на АМЗ пущена вторая доменная печь.

1909 г. – начато строительство мартеновского цеха.

1910 г. – пущена первая мартеновская печь.

1912 г. - пущена вторая мартеновская печь.

1914 г. – на АМЗ построена фабрика огнеупорного кирпича.

1915 г. – на Бакальских рудниках было произведено исследование на запасы руды

               глубинным алмазным бурением (Саткинский район).

       Из руды этого месторождения  с середины XVIII века плавили железо на заводах Твердышева.

       Необжитая горно-лесная местность мало привлекала людей на постоянное жительство. Для пополнения рабочей силы Твердышев купил свыше 8 000 крестьян в Рязанской, Смоленской, Тамбовской губерниях и переселил их насильственно на постоянное жительство к новым заводам. Для закрепления их на новом месте были выделены земельные и лесосечные участки. Указом от 1807 года все беглые, раскольники и поселенцы были закреплены за заводами.

       На заводах вместе с русскими работало много башкир в качестве чернорабочих.

Крепостное право, надолго сохранившееся на старых уральских заводах, было ужасающе тяжелым: 12 – 14 – часовой рабочий день, низкая заработная плата, штрафы.

      Таким образом, общая картина Ашинского района того времени была такова: прикрепление рабочих, низкая производительность труда, отсталость техники, низкая заработная плата, преобладание ручного производства, примитивная и хищническая первобытная эксплуатация природных богатств края, монополии, стеснение конкуренции, все это привело к замкнутости и оторванности от общего торгово-промышленного времени.

    Города нашего района обязаны своим рождением металлургическому производству.  Железоделательные заводы XVIII века стали градообразующими для поселений. Город Аша получил «металлургическую» родословную.

 

Работа с картой:

Задание:

 - На шаблоне подпишите названия городов района, в которых были построены заводы

   в  XVIII веке и год начала их строительства.

 

IV. Закрепление.

    -  Как звали купцов – заводчиков, построивших в нашем районе первый железо-

       делательный завод? (ИванТвердышев и Иван Мясников)

    - Какой город обязан своим рождением заводу, построенному Твердышевым и

      Мясниковым? (город Сим)

- В каком году на реке Сим купцами Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым

   было начато строительство  Симского железоделательного завода (1754г.)

- Из руды этого месторождения с середины XVIII века плавили железо на заводах

  Твердышева. Где находится этот самый старый рудник нашего края? (Бакал,

   Саткинский район)

 

 

V.  Итог урока.

Д/З записи в тетради, пересказ

 

 

 

Урок 6 . История заселения и освоения Урала и Ашинского района

 

Возникновение Аша – Балашовского завода.

 

   Цели и задачи урока:  Продолжить знакомство учащихся с историей заселения и

                                            освоения Ашинского района

                                      Способствовать формированию работы с картой,  со справоч-

                                      ными  материалами.

                                      Способствовать развитию географического мышления.

                                      Воспитывать любовь к родному краю.

 

   Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                               области.

 

                                                  Ход урока

I. Орг. момент

II Повторение, проверка д/з

 

    -  Как звали купцов – заводчиков, построивших в нашем районе первый железо-

       делательный завод? (ИванТвердышев и Иван Мясников)

    - Какой город обязан своим рождением заводу, построенному Твердышевым и

      Мясниковым? (город Сим)

- В каком году на реке Сим купцами Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым

   было начато строительство  Симского железоделательного завода (1754г.)

- Из руды этого месторождения с середины XVIII века плавили железо на заводах

  Твердышева. Где находится этот самый старый рудник нашего края?

(Бакал, Саткинский район)

     - Назовите город в районе, который  получил «металлургическую» родословную? 

       (Аша).

  III. Изучение нового материала

- В каком году было начато строительство Ашинского металлургического завода?

Этот завод самый молодой из дореволюционных металлургических заводов Урала.

 - Он работает, на какой руде? (бакальской)

Это завод получил название Аша – Балашовская по имени организатора революционного кружка, который действовал подпольно -  Павла Васильевича Балашова. (см. методичку)

Ашинский металлургический завод возникший на реке Сим, в настоящее время расположен рядом с железнодорожной магистралью (ещё недавно имел доменное производство)

 

1898 г. – доменная печь № 1 а Аше выдала первую плавку.

1902 г. – Николаевский завод в с. Илек демонтирован и перевезен в Ашу.

1906 г. – на АМЗ пущена вторая доменная печь.

1909 г. – начато строительство мартеновского цеха.

1910 г. – пущена первая мартеновская печь.

1912 г. - пущена вторая мартеновская печь.

1914 г. – на АМЗ построена фабрика огнеупорного кирпича.

 

Завод специализировался, на выпуске качественной стали и рядового проката.

Мартеновское производство работает полностью на привозном сырье и материалах (лом, чугун, ферросплавы), слитки стали отправляют в листопрокатный цех №1, где из них катается лист рядовых марок.

Листопрокатные цеха №2 и 3 (имеют германское оборудование и связаны с фирмой «Зунвиг» работают на привозной заготовке из Челябинска , Златоуста, Новосибирска и других городов. Кроме того, завод имеет цех по производству аморфной ленты, работает в настоящее время вполсилы, так как спрос невелик, а производство материалоемкое (на один вагон продукции необходимо восемь вагонов сырья). В последнее время завод меняет специализацию, увеличивая производство чугунного и стального литья.

Как всякое металлургическое производство, это предприятие имеет много поставщиков из 29 населенных пунктов РФ, Казахстана и Украины: из Миасса идет известняк; Сатка поставляет хром, магнезит (порошок, плавленый магнезит), доломит, электронагреватели; Челябинск – ферросилиций (также из Ермака); передельный чугун поступает с Чусового завода, Магнитогорска, Тулы, Липецка, Новокузнецка; бокситы – из Тургояка, Аркалыка; формовочный песок – из Нижней Увелки; шамот, каолиновая вата - из Сухого Лога; кирпич из Первоуральска; окатыш из Рудного; электронагреватели  - из Подольска; из Одинцово – шибертные плиты и т.д.  

 

Советское правительство с пер­вых дней Советской власти уделяло больше внимание раз­витию производительных сил Урала. Несмотря на большую по­мощь со стороны государства и самоотверженный труд рабочих района промышленность с трудом, поднималась на ноги. Гражданская война, а также голод и хозяйственная: разруха в послевоенный период истощили людские ресурсы, под­вергли сильному разрушению хозяйство.

В 1931 г. было выплавлено всего7,6 тыс. т. чугуна и 11,7 тыс. т, стали, т.е. по сравнению с1913 г. выплавка чугуна снизилась в 4раза, стали в 3,5 раза.

С 1923 г. начинается восстановление металлургии. Воз­рождение и развитие промышленности требовали принятия энергичных мер. Советское государство увеличило вложения в промышленность. Рабочие и интеллигенция устраивали суб­ботники. Уже в восстановительный период трудящиеся района добились значительных успехов. На заводах было выплавлено в 1926 г. 28 тыс. т. чугуна и 43,6 тыс. т. стали. К нача­лу первой пятилетки в районе действовали все три крупных промышленных предприятия.

 Таблица №1.

 


11913 г.   !   1923 Г.   1   1928 Г

!ед. Основные показатели'изм.

Число крупн. предпр

шт.

3

3

3

Число рабочих

тыс. чел.

4,7

2,9

5,7

Валовая продукция

млн. руб.

4,7

1,4

6,;9

 

 

 

 

В первой пятилетке важнейшей задачей стал вопрос о полной реконструкции: и модернизации металлургических заводов. В числе первых заводов подлежащих полной реконструкции были отнесены    Ашинский металлургический и Миньярскнй метизно-металлургический заводы.

В постановлении ЦК ВКП/ б от 15 мая 1930 г. по использованию природных богатств Урала было записано:  " Заводы дре­весноугольного чугуна должны быть, превращены в основную - базу снабжения СССР качественной и высококачественной сталью и качественным чугуном»"

В связи со значительной реконструкцией увеличился вы­пуск чугуна, и стали на АМЗ.

Выплавка чугуна и стали изменилась следующим образом к концу первой пятилетки:

 

Таблица № 2.

                    1913г.   1921г.   1926г.   1928г.   1932г.

Выплавка чугуна    тыс. т.   27,9      7,7        27,9      33,3    41,6

Выплавка стали      тыс.  т.  39,4      11,7      43,6      61^8    50,8

Таблица №3

 

 

1913 В.

1928 г.

1932 г.

г

.. Сим    тыс. раб.

1,5

1,7

2,0

г

. Миньяр    -"-

1,4

1,7

1,8

Г

. Аша       -"-

1,7

2,3

3,0

 


Всего:

 

 

 


тыс. раб.


4,7


5,7


6,8

 



Больших .успехов достигла промышленность района во второй пятилетке» Ашинский завод стал одним из основных заводов Урала по выплавке древесноугольного чугуна и качественной стали.

IV. Итог, д/з

 

 

Урок 8.  Наш край на карте

 

Физико-географическое положение Ашинского района, географические координаты района и населенных пунктов.

 

   Цели и задачи урока:  Познакомить с понятием физико-географическое положение

                                            Ашинского района, географические координаты.

                                      Дать знания о границах Ашинского района и пограничных 

                                      районах и республике.

                                      Учить работать с географическими картами

                                      Способствовать развитию географического мышления.

                                      Воспитывать любовь к родному краю.

 

   Оборудование: физическая карта Ашинского района, физическая карта Челябинской

                               области, физическая карта России, карта полушарий.

 

                                                  Ход урока

I.                   Орг. момент (1 мин.)

 - Здравствуйте,  садитесь.

II.                Повторение

- Ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках краеведения? А сейчас мы  проверим, как же вы усвоили эти темы. Мы поиграем с вами в игру «Вопрос – Ответ». Каждый ряд  - это одна команда. Я задаю вопросы командам по очереди, на которые вы должны дать ответы. Если ваша команда затрудняется, вопрос переходит к другой команде. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. В конце игры мы подведём итоги: от количества правильных ответов будет зависеть оценка всей команды .

                                                     

1 ряд: 1. Что такое краеведение?

 

 Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным  методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему  познанию края.

 

 Краеведение - всестороннее изучение местными силами определенной территории, осуществляемое на научной основе в целях рационального развития хозяйства.

 

2. Что такое пещера?

(карстовая полость, которую вода пробила в известняковом слое горных пород)

3. Что изображали древние люди в своих наскальных  рисунках?

4.  Как шло заселение территории Ашинского района?

 (территория района заселялась насильственно крепостными крестьянами, которых закрепили за построенными заводами).

 

2 ряд:  1. Перечислите виды краеведения?

 

(Историческое, литературное, географическое, экологическое, биологическое)

 

2. Как называется пещерный град в окрестностях села Серпиевка и где он

     расположен?

(Серпиевский пещерный град, в 24 км к северо – западу от г. Катав  - Ивановск)

3.  Сколько примерно лет наскальным рисункам, по мнению ученых?

      (14 – 15 тыс. лет)

4.  Как звали купцов – заводчиков, построивших в нашем районе первый железо-

     делательный завод? (ИванТвердышев и Иван Мясников)

 

3 ряд:  1. Назовите источники географических знаний?

 

        (Карты, атласы, космические снимки, справочники, географические книги,

        журналы, отчеты о научных исследованиях и изысканиях, прогнозы погоды,

        фотографии, фильмы о природе)

 

2. Что можно увидеть в залах и гротах пещер?

 

3. Кто занимается изучением пещер и как называется наука,  с помощью которой

   ведутся исследования? (спелеологи, спелеология)

4.  Какой город района обязан своим рождением этому заводу? (город Сим)

 

Вопрос всему классу:

 

     - Назовите город в районе, который  получил «металлургическую» родословную? 

       (Аша)

Подведение итогов. Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

III.             Сообщение темы и цели (мин.)

 - Тема, которую мы сегодня начнём изучать: Физико-географическое положение Ашинского района.

Запишите число и тему в тетрадь.

 - Сегодня на уроке мы с вами  познакомимся с понятиями:

1.Что такое  физико-географическое положение? Узнаем соседей нашего района, т.е. с кем 

    граничит наш район.

2. Научимся определять географические координаты района и населенных пунктов.

3. И будем работать с контурной картой.

 

IV.      Актуализация знаний (5 мин.)

 

            - Мы  не перестаем удивляться богатству и разнообразию природы.  Широко раски-нулись горы,  прорезанные  бурными  реками.  На склонах  и  вершинах  горных  хребтов – обширные  каменные россыпи, скалы, крутые обрывы, смешанные  леса. Всё это Ашин-ский район. Среди необъятных просторов страны есть местность, где ты родился и живёшь. Это  - твой родной край. Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Наша землячка поэтесса Людмила Татьяничева описала наш край в стихотворе-нии:

           Живу я в глубине России

 Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы - сини

И в синих отсветах металл.

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал (район) сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское – всё то же,

И доброта и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани.

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале (районе) Русь отражена.

 

            - Проживая на территории Ашинского района, любуясь его природой. Мы должны с вами знать его географический «адрес» на Земле, т. е. другими словами, что мы должны знать? (его географическое положение).

           - А кто из вас знает, что такое географическое положение? (Географическое положение – это положение, какого – либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям)

            Географическое положение – это положение, какого – либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям (запишите в тетрадь).

 - С помощью чего можно определить местоположение любого объекта на поверхности Земли? (Местоположение любого объекта на поверхности Земли определяется географической широтой и долготой)

 - Что означают понятия географическая широта и долгота?

(Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности)

   -  Для определения географических координат проведены условные линии, вспомните, как называются эти линии? (параллели и меридианы)

 - Объясните, что такое параллели и меридианы?

 Параллели – это условные линии, проходящие параллельно экватору, точки которых

                       имеют северную и южную широту (от 0? до 90?).

(демонстрация карты  полушарий – 2 ученика)

Меридианы – условные линии, проходящие через полюса Земли, все точки которых

                       имеют западную и восточную долготу (от 0? до 180?)

 (демонстрация карты полушарий– 2 ученика)

V. Изучение нового материала. (10 мин)

 - Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами проживаем? (Россия)

Россия расположена в пределах самого большого материка Земли – Евразии, занимая значительные территории в двух частях света – Европе и Азии.

 - Где проходит граница между Европой и Азией? (по Уральским горам)

А кто из вас ребята знает, в какой части света мы с вами проживаем? (в Европе)

Наша страна находится в северном полушарии.

 - Значит, все объекты на её поверхности, будут иметь  какую широту? (северную)

Также почти вся территория России расположена в восточном полушарии  (кроме крайней восточной части – п-ва Чукотки).

 - Поэтому,  все объекты на её поверхности, будут иметь  какую долготу? (восточную)

- Назовите область на территории, которой мы с вами проживаем? (Челябинская)

 - Значит, крайние точки  Челябинской области, какую будут иметь широту? А долготу? (северную и восточную)

 - Как называется район, в котором расположен наш населённый пункт  - Кропачево?

(Ашинский)

            Ашинский район,  расположен на территории   Челябинской области.

Значит, географическая широта района, будет какая? – северная. А долгота? – восточная.

 - А сейчас мы с вами попытаемся определить географическое положение Ашинского района по крайним точкам.

Найдите на карте крайнюю северную точку. Широта этой точки, будет какая? (северная)

Найдите параллель, которая проходит близко с этой точкой, она равна скольким градусам? (55?)

С урока географии вы знаете, что расстояние между параллелями равно 60 минут, если расстояние межу двумя параллелями разделить пополам, то это сколько будет минут? (30). А здесь чуть больше, где - то примерно минут 32?. Значит, координаты  крайней северной точки будут равны 55? 32? с. ш. Нанесите координаты на контурную карту.

 - А теперь найдите на карте крайнюю южную точку. Широта этой точки, будет какая? (северная). Попытайтесь самостоятельно определить её координаты (54? 29? с.ш.).

 - Теперь определите координаты крайней западной точки Ашинского района. Долгота этой точки, какая? (восточная) Найдите меридиан, который проходит близко с этой точкой, он равен  (57? 08? в.д.)

Найдите крайнюю восточную точку? Долгота этой точки, какая будет? (восточная). Самостоятельно определите её координаты. (58? 10? в. д.).

- Назовите крупные населенные пункты на территории Ашинского района? (Аша, Миньяр, Сим, Кропачево …). Нанесите их на контурную карту.

 Работа с картой: (7 мин)

            - По физической карте Ашинского района мы с вами вместе попытаемся определить «адрес», т. е. примерные координаты этих населенных пунктов

(Аша - 55? 00?с.ш. 57? 15?в.д., (вместе) Миньяр - 55? 4 ?с.ш. 57? 33? в.д., Сим - 54? 59? с.ш. 57? 41? в.д., Кропачево - 55? 00? с.ш. 58? 00?в.д. (самостоятельно)). Погрешность в два, три градуса или минуты за ошибку не считается, так как территория не большая и при увеличении, её изобразить на карте без искажений невозможно.

            Между двумя крупнейшими экономическими центрами: Челябинском  и Уфой, на стыке двух железных дорог расположен Ашинский район (карта Челябинской области).

 - Какие две железные дороги пересекают наш район? (Территорию района пересекают Южно – Уральская и Куйбышевская железные дороги) (фото)

 - Какие ещё транспортные пути проходят по территории нашего района? (автомобильная дорога федерального значения Самара – Уфа – Челябинск и магистральный нефтегазопровод).

           Ашинский  районсамый  западный  район  Челябинской  области, вклиниваясь в территорию Башкортостана, занимает большую территорию Предуралья и Горного Урала в бассейнах рек Белой и Юрюзани.  Площадь района 2 791, 9  км?. Протяжённость  границ   277  км.

- Ребята, кто из вас знает, с какой республикой граничит наш район? (Башкортостаном)

 - Как близко проходит граница с Башкирией от нашего населенного пункта?

   (на  восточной окраине поселка)  (фото)

 - Когда вы отправляетесь на электричке и проезжаете г. Ашу, то, как называется следующая крупная станция? (Уфа).

 - Уфа является столицей, какой республики? (Башкортостан). Значит, мы тоже пересекаем границу с Башкортостаном. Протяженность границы  с Башкортостаном - 219 км  (это Салаватским, Нуримановским, Иглинским, Архангельским и Белорецким районами).

А на  юго - востоке с каким районом Челябинской области проходит административная граница нашего района и как близко? (с Катав – Ивановским районом )

 На юга – востоке протяженность границы 58 км с  Катав - Ивановским  районом нашей области.

 - Какие населенные пункты близко расположенные относятся к Катав  - Ивановскому району? (с. Шарлаш и г. Усть – Катав) (карта Ашинского района).

На контурной карте выделите границы района. Напишите названия административных территорий, с которыми граничит наш район  (вместе).

На юго – востоке – это граница с Катав – Ивановским районом, а на севере, юге, западе и востоке – с Башкортостаном.

Ашинский район простирается  от Уфимского  плато на севере до предгорий Урал - Тау на юге и от холмисто-увалистых равнин Предуралья на западе до реки Юрюзань на востоке.

            Природа Ашинского района удивительно разнообразна и неповторима по красоте (показ фото).

            Лесные массивы занимают 80 % всей площади района (диаграмма). В них преобладают уникальные для Челябинской области и Урала широколиственные породы. Перечислите их? (дуб, вяз, клен, липа) (показ гербария).

           Район образован в 1961 году.

 -  Вспомните, какие крупные населенные пункты входят в его состав? (города Аша, Миньяр, Сим, п.г.т. Кропачево). Город Аша является административным центром нашего района. В нем сформированы и функционируют органы государственной власти и управления. Также на территории района расположены 22 сельских населенных пункта, входящих в состав 5 – ти сельских администраций (физическая карта Ашинского района).

        Д/З (30 сек.)

Записи в тетради, пересказ, выучить понятия: ФГП, знать соседей нашего района, т.е. с кем   граничит наш район.

Уметь  определять географические координаты района и населенных пунктов.

 

VI. Закрепление. (15 мин.)

 - Итак, что нового и интересного мы с вами узнали на уроке?

- Что значит определить географический «адрес» района? (определить его ГП)

- Объясните, что такое ГП?  (Географическое положение – это положение, какого – либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям).

 - Местоположение любого объекта на поверхности Земли определяется с помощью чего?

(географических координат, широты и долготы).

 - Какое положение на карте Челябинской области занимает Ашинский район? (западное)

 - В каком году был образован наш район? (1961 г.)

 - Какова площадь нашего района? (2 791,9 км?)

- Назовите, «соседей» Ашинского района? (Башкортостан и Катав – Ивановский район)

 - Какова протяженность границ района? (277 км)

- Назовите основные населенные пункты нашего района? (Аша, Миньяр, Сим, Кропачево)

VII. Итог (1,5 мин.)

VIII.

Выставление оценок.

 

 

 вверх

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".