САЙТ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа для 6 класса

 

Примерная программа по краеведению для 6 класса

 

 

Пояснительная записка

 

Статус документа

Примерная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го класса. Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Челябинской области и местности проживания с момента возникновения Уральских гор до конца XVI века.

Примерная программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела:

а) пояснительная записка;

б) основное содержание и рекомендуемая последовательность разделов с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

в) список рекомендуемой литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа полностью реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области.

Общая структура краеведческого курса может быть представлена в виде связки:

ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ a

ТЕМЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ a

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

- ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ;

                            - ТЕНДЕНЦИИ; ПРОЦЕССЫ; ЯВЛЕНИЯ;

- ФАКТЫ; ОБЪЕКТЫ; ПЕРСОНАЛИИ.

Все обозначенные в разделе II.2. Концепции краеведческого образования компоненты содержания рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема (по мере их хронологического проявления), но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Составляющие каждого компонента рассматриваются в динамике (в историческом аспекте – развитие, а не только состояние на момент изучения). Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

-  признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;

-  выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

 

В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);

- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

 

В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;

-  придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

-  вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цели.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

-  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

-  укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

-    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

-   стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

-   адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-   ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

-   формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

-  стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Место предмета в областном базисном учебном плане

Областной базисный учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе – 35 часов из расчета 1-го учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классе по 35 часов в год.

При этом образовательное учреждение по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в разделе «Практические работы» экскурсии проводятся во внеурочное время.

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по краеведению для 6 класса

 

Основное содержание

 

Южный Урал (с древности до конца XVI века)

 

Введение (3 часа)

         Что изучает краеведение. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на стыке двух частей света, природных областей. Общая характеристика природных объектов региона и края (горы, равнины, реки, озера, болота и т.п.).

Географическое положение данной местности, школы. Этимология общих и местных топонимов (Урал, названия местных гор, рек, озер, населенных пунктов и т.п.). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности.

Практические работы:

1.  Комплексная экскурсия по изучению территории своей местности, своего населенного пункта

2.  Обозначение на контурной карте природных и административных границ края и области, своего района и населенного пункта

3.     Определение географического положения своей школы, дома

4. Съемка плана местности

 

Природа края (20 часов)

Геология и рельеф

Происхождение Урала. Уральская горная страна. Горы Южного Урала. Местные формы рельефа, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Местные горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование в хозяйственной деятельности. Редкие и уникальные ископаемые (в том числе – самоцветы), их и практическое значение. Предгорья. Равнины Зауралья.

Практические работы:

1.  Обозначение на контурной карте местных форм рельефа

2.  . Экскурсия по местности в районы естественных или искусственных обнажений горных пород

3.  Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания

Поверхностные и подземные воды

Водотоки и водоемы, находящиеся на территории края (в том числе – близ населенного пункта и в его окрестностях), их происхождение, гидрографическая характеристика. Влияние водотоков на формирование ландшафтов.

Изучение местных грунтовых вод (родники, колодцы). Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Меры по охране водных объектов, находящихся в районе населенного пункта.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области

Обозначение на контурной карте поверхностных и грунтовых вод своего района

 Экскурсия на местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и др.) и определение его гидрологических характеристик

Климат и погода

Главные факторы, влияющие на климат.

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей местности.

Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Осадки, их виды, распространение по сезонам года.

Главные факторы, влияющие на климат района расположения населенного пункта. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы:

1.  Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой)

2.  Составления «розы ветров» для своего района

3.  Построение графика хода температуры за сутки, за месяц (на основе наблюдений за погодой на территории проживания)

4.  Фенологические наблюдения за погодой в своем районе

5.  Составление климатического очерка района, прилегающего к школе

Природное районирование

Природные комплексы и их компоненты. Природные зоны края. Местные формы рельефа как важнейший ландшафтообразующий компонент в районе населенного пункта.

 

Природные комплексы

Изучение почвенного покрова природной зоны (в том числе - своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы - важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

Выявление зависимости между местными формами рельефа и почвы и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к зонам. Лекарственные растения, произрастающие на территории района проживания.

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Челябинской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к зонам. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения.

Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные.

Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории района проживания. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.

Памятники природы, национальные парки и заповедники Челябинской области. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.

Практические работы:

1. Составление почвенно-географической карты и почвенно-географического очерка своей местности

2. Составление почвенно-растительных схем и профиля своей местности

2. Описание и определение на примере гербарных материалов растений, произрастающих в районе проживания

3. Обозначение на контурной карте охраняемых природных объектов, расположенных в районе проживания

 

История заселения края (12 часов)

Палеолит на территории края (300-100 тыс. – 10 тыс. лет назад). Ранний каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ.

Мезолит на территории края (10 – 7 тыс. лет назад). Изменения в природе в конце ледниковой эпохи. Образ жизни и хозяйствования (охота и рыболовство), жилища и орудия. Рациональные знания и способы фиксации информации. Верования.

Неолит на территории края (VI-V – нач. III тыс. до н.э.). Изменения в технике обработки камня, новые орудия. Поселки и жилища. Хозяйство: скотоводство и гончарство, горное дело. Образ жизни (родственные связи, погребения и т.п.). Накопление рациональных знаний. Верования: святилища по берегам озер и рек. Зарождение искусства: орнамент, скульптура.

Энеолит на территории края (III тыс. до н.э.). Изменения орудий труда и форм хозяйствования. Древнейшие металлурги на Урале: Каргалинские рудники. Образ жизни (родственные связи, погребения и т.п.). Накопление рациональных знаний: астрономические сооружения в Зауралье (Савин 1). Верования. Зарождение искусства: орнамент, скульптура.

Бронзовый век на территории края (II тыс. до н.э.). Природа и климат края в бронзовом веке. Новые народы приходят на Южный Урал. Оформление археологических общностей. Укрепленные поселения «магов и волшебников» (протогорода). Загадочные «федоровцы». Древнейшие земледельцы Южного Урала. Образ жизни (родственные связи, погребения и т.п.). Накопление рациональных знаний. Верования. Зарождение искусства: орнамент, скульптура.

Железный век на территории края.

Ранний железный век (VII в. до н.э. – III в. н.э.). Культуры степных народов: переход к кочевому образу жизни. Степные «пирамиды». Курганы «с усами». Взаимоотношения кочевников раннего железного века и окружавших их народов. Хозяйство и образ жизни. Верования. Зарождение искусства: образы зверей в камне и металле.

Культуры народов горно-лесной части Урала и лесостепей Зауралья. «Иткульцы» плавят металл за оборонительными стенами. Гороховская и саргатская культуры в лесостепном Зауралье.

Поздний железный век (III в. – нач. II тыс.). Эпоха великого переселения народов на Южном Урале. Южноуральские степи меняют хозяев: гунно-сарматы, «селенташцы». Древние мадьяры (венгры) в Южном Приуралье.

Южный Урал в средние века (Х – ХVI вв.). Башкиры обживают Южное Зауралье. Хозяйство, образ жизни и быт (жилище, одежда, утварь, пища) башкир. Социальная система и взаимодействие с соседями (Волжская Булгария). Первичные верования и религия. Культура башкир.

Южный Урал под властью Золотой Орды. Татары: происхождение, язык. Хозяйство, образ жизни и быт (жилище, одежда, утварь, пища) татар. Социальная система и взаимодействие с соседями. Первичные верования и религия. Культура татар.

Место Южного Урала в истории Евразии в древности и в средневековье.

Практические работы:

1. Отметить на карте пути заселения и стоянки неандертальцев

2. Отметить на карте мезолитические стоянки

3. Отметить на карте неолитические поселения

4. Составить таблицу

Эпоха камня на Южном Урале

Периоди-

зация

Климат, животный мир

Стоянки

Основные

занятия

Орудия труда

Открытия и изобре- тения каменного

века

Древней-шие святилища

палеолит

 

 

 

 

 

 

мезолит

 

 

 

 

 

 

неолит

 

 

 

 

 

 

 

5. Отметить на карте поселения эпохи энеолита и памятники хозяйственной деятельности

6. Отметить на карте ареалы археологических общностей и культур бронзового века

7.Составить таблицу

Бронзовый век

Название народа

Время

обитания

Место

обитания

Образ жизни и занятия

Поселения, погребения и пр.

 

 

 

 

 

 

8. Отметить на карте ареалы расселения народов в железном веке

9.Составить таблицу Великое переселение народов

 

Дата

Народ

 

10.Отметить на карте ареалы расселения народов в средние века

 

Рекомендуемая литература

 

Справочные издания:

1.     Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004

2.     Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997

3.     Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003-

 

Специальная литература:

4.     Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002

5.     Кирин, Ф.Я. География Челябинской области / Ф.Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1981

6.     Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. - Челябинск: ЮУКИ, 1969

7.     Урал и Приуралье. – М.: Наука, 1968

8.     Доордовикская история Урала, Тектоника, металлогения. - Свердловск: УПЦ АН СССР, 1980

9.     Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. - Челябинск: «Рифей», 1994

10.                       Матвеев, А.К. Вершины Каменного пояса / А.К. Матвеев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1990

11.                       Атлас. Озерный край. - Челябинск: «Абрис», 2002

12.                       Андреева, М.А. Озера Среднего и Южного Урала / М.А. Андреева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1973

13.                       Захаров, С.Г. Мы изучаем озера: учебно-методическое пособие для учителей общеобр. школ и педагогов доп. обр. / С.Г. Захаров. – Челябинск, 2001

14.                       Захаров, С.Г. Озеро Большой Кисегач / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002

15.                       Захаров, С.Г. Озеро Еловое / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002

16.                       Андреева, М.А. Реки Челябинской области: учеб. пособие по спецкурсу / М.А. Андреева, В.Б. Калишев. – Челябинск: ЧГПИ, 1991

17.                       Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998

18.                       Румянцева, А.Я. Климат Челябинской области / А.Я. Румянцева. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988

19.                       Природа Челябинской области. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1967

20.                       Природа Челябинской области. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000

21.                       Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1980. – (Заповедники Челябинской области)

22.                       Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1983. – (Минералогические ресурсы)

23.                       Природа и мы: [Сборник / Сост. А.П.Моисеев, М.Е.Николаева]. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1984. – (Животные, их охрана)

24.                       Тараторина, Г.Ф. Почвы Челябинской области / Г.Ф. Тараторина. – Челябинск, 1998

25.  Полханова, Н.В. Биология растений и животных Южного Урала / Н.В. Полханова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

26.  Полханова, Н.В. Биология растений и животных Южного Урала (Методические рекомендации) / Н.В. Полханова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005

27.  Горчаковский, П.Л. Растительность. Урал и Приуралье / П.Л. Горчаковский. – М.: Наука, 1968

28.  Горчаковский, П.Л. Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья / П.Л. Горчаковский, Е.А. Шурова. – М.: Наука, 1982

29.  Чибилев, А.А. Зеленая книга степного края / А.А. Чибилев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1987

30.  Флора и растительность Южного Урала и их охрана. [Сб.статей] Выпуск 8. / Чел. гос. пед. ин-т. – Челябинск, ЧГПИ, 1979

31.                       Уткин, Л.А. Лекарственные растения Челябинской области / Л.А. Уткин, Н.И. Шарапов. – Челябинск: Чел. обл. гос. изд., 1951

32.                       Школьникова, С.Б. Операция «Аптека» для больших и маленьких / С.Б. Школьникова, Н.Л. Меньшикова, Н.П. Строкова. – Челябинск, 1992

33.                       Захаров, В.Д. Птицы Челябинской области / В.Д. Захаров. – Свердловск: УрО АН СССР, 1989

34.                       Матвеев, А.С. Промысловые звери и птицы Челябинской области / А.С. Матвеев, В.А. Бакунин – Челябинск, 1994

35.                       Ильменский заповедник. – Челябинск: ЮУКИ, 1991

36.                       Особо охраняемые природные территории Челябинской области. – Челябинск: «АТОКСО», 1993

37.                       Памятники природы Челябинской области. Особо охраняемые территории. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1987

38.                       Барашков, В.Ф. Знакомые с детства названия: Книга для внеклассного чтения (5-7 кл.) / В.Ф. Барашков. – М.: Просвещение, 1982

39.                       Матвеев, А.К. Географические названия Урала: Краткий топонимический словарь / А.К. Матвеев. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1987

40.                       Шувалов, Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области / Н.И. Шувалов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1989

41.                       Виноградов, Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие для учащихся общеобр. школ, гимн., лиц., колл. / Н.Б. Виноградов. – Челябинск: ЮУКИ, 1997

42.                       Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие / Н.Б. Виноградов, Л.Д. Ибрагимова, О.Н. Фадеева, В.Х Газизова. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2000

43.                       Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие для 6-7 кл. основной шк. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2001

44.                       Алеврас, Н.Н. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие для учащихся ст. кл. муниц. общеобр. учр., лиц., гимн / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. – Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд., Юж.-Урал. изд.-торг. дом, 2000

45.                       Алеврас, Н.Н. История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. 10-11 кл. / Н.Н. Алеврас, Л.Д. Ибрагимова, В.М. Кузнецов, М.С. Салмина. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2001

46.                       История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.В. Личмана. – Книга 1. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998

47.                       Архипов, Н.П. Как были открыты Уральские горы / Н.П. Архипов, Е.В. Ястребов. – Свердловск, Юж.-Урал. кн. изд., 1980

48.                       Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенез, взгляд на историю / Р.Г. Кузеев. – М.: Наука, 1992

49.                       Мажитов, Н.А. Тайны Древнего Урала: Археология, ученые открытия, гипотезы / Н.А Мажитов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973

50.                       Сальников, К.В. Очерки древней истории Южного Урала / К.В. Сальников. – М.: Наука, 1967

51.                       Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. / Науч. Ред. Г.Б.Зданович; Сост. Н.О.Иванова– Челябинск: Творч. об-ние «Каменный пояс», 1995

52.                       Генинг, В.Ф. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1 / В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, В.В. Генинг; Урал. отд-е Рос. Акад. Наук, Чел. гос. ун-т. - Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд., 1992

53.                       Древности Урало-Казахстанских степей (Каталог выставки). - Челябинск, 1991

54.                       Бельтикова, Г.В. Иткульские поселения / Г.В Бельтикова. // Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1977

55.                       Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. – Челябинск: «Рифей», 1996

56.                       Бадер, О.Н. Каповая пещера: Палеолитическая живопись / О.Н. Бадер. – М.: Наука, 1965

57.                       Широков, В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер: Пособие для учителя и учащихся / В.Н Широков. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995

 

Наглядные пособия:

58.                       Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: «Абрис», 2002

59.                       Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: «Абрис», 2004

60.                        Природа Челябинской области: Наглядные пособия. / Сост. А.В. Филимонов. – Челябинск: ООО “Ноис», 2005

[Минералы и горные породы Челябинской области

Гербарий «Цветковые растения Челябинской области»

Деревья Челябинской области

Лишайники Челябинской области

Мохообразные Челябинской области

Трутовые грибы Челябинской области

Насекомые Челябинской области

Пресноводные моллюски Челябинской области

Ракообразные Челябинской области]

61.                       Виноградов, Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала / Н.Б. Виноградов. – Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд., 1995

 

 

Периодические издания:

62.                       Приглашение к путешествию (туристская газета). – Челябинск, 1997?2005гг.

63.  Уральский перекресток (журнал-путеводитель). – Челябинск, 1996-2005 гг.

  

Авторы- разработчики: Н.Б. Виноградов, к.и.н., В.Х. Газизова, С.Г. Захаров, к.г.н., А.С. Маркова, к.г.н., Н.В. Полханова, к.б.н.,

Г.П. Суслова, к.и.н.

 

 Челябинск, 2005

 

© ИДППО, 2005

 

© Н.Б. Виноградов, В.Х. Газизова, С.Г. Захаров, А.С. Маркова,

 Н.В. Полханова, Г.П. Суслова, 2005

вверх

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".